ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

Оглавление

Печать



Страницы: 1  2  3  4  5  


|                           |                             |перераспределение      |
|                           |                             |расходов  по  поддержке|
|                           |                             |и              развитию|
|                           |                             |инновационной          |
|                           |                             |инфраструктуры       от|
|                           |                             |государства  к частному|
|                           |                             |бизнесу,          выход|
|                           |                             |государства   из  части|
|                           |                             |элементов инновационной|
|                           |                             |инфраструктуры.        |
-----------------------------------------------------------------------------------

     В  рамках  этапов  реализации  Стратегии осуществляются следующие
основные группы мероприятий:

------------------------------------------------------------------------------------
|                   Группы мероприятий, специфические для этапа                    |
|----------------------------------------------------------------------------------|
|      на первом этапе       |       на втором этапе       | на третьем этапе <1>  |
|     (2006 - 2007 годы)     |     (2008 - 2010 годы)      |  (2011 - 2015 годы)   |
|----------------------------|-----------------------------|-----------------------|
|  1.1.             Повышение|  2.1.  Развитие   механизмов|  3.1.         Развитие|
|результативности     сектора|частно-государственного      |механизмов      частно-|
|исследований и разработок   |партнерства  в  инновационной|государственного       |
|  Развитие           системы|сфере                        |партнерства  в  научной|
|определения   и   реализации|  Государственная   поддержка|и инновационной сферах |
|приоритетных     направлений|формирования    долгосрочного|  Формирование         |
|проведения     исследований,|перспективного               |условий и стимулов  для|
|обеспечивающей      реальную|инновационного    спроса    в|спонсирования   частным|
|концентрацию       ресурсов,|предпринимательском секторе. |бизнесом     социально-|
|иерархию        направлений,|  Формирование  и  реализация|значимых               |
|включая приоритеты  в  сфере|4 - 6   крупных   федеральных|фундаментальных        |
|гуманитарных  наук,   четкие|целевых              программ|исследований.          |
|процедуры            участия|технологического профиля.    |  Расширение    участия|
|представителей  научного   и|  Расширение         практики|частного   бизнеса    в|
|экспертного      сообщества,|формирования   и   реализации|формировании          и|
|бизнеса,      власти       в|мегапроектов   при   смещении|софинансировании       |
|определении приоритетов.    |акцентов    на     предметно-|деятельности     фондов|
|  Инвентаризация            |ориентированные  проекты  для|поддержки    науки    и|
|имущественных     комплексов|определения     перспективных|инноваций.             |
|научных         организаций,|направлений  технологического|  Стимулирование       |
|включая права на  результаты|развития.                    |расширения      участия|
|интеллектуальной            |                             |бизнеса   в    развитии|
|деятельности.               |  2.2.         Стимулирование|инновационной          |
|  Совершенствование         |предпринимательского  сектора|инфраструктуры.        |
|механизмов реформирования  и|к    финансированию    НИОКР,|                       |
|приватизации                |содействие           развитию|  3.2.       Реализация|
|государственных      научных|внутрикорпоративного         |прорывных   направлений|
|организаций,        создание|научного      сектора       и|технологического       |
|необходимой      нормативной|технологического аутсорсинга |развития              и|
|базы     для     оптимизации|  Государственное            |распространения        |
|организационно-правовых     |софинансирование     проектов|передовых технологий  в|
|форм таких организаций.     |НИОКР,  проводимых   крупными|экономике.             |
|  Развитие   системы    ГНЦ,|частными     компаниями     в|  Формирование        и|
|создание     условий     для|сотрудничестве  с  вузами   и|развитие          новых|
|организации                и|научными организациями.      |механизмов             |
|функционирования     крупных|  Определение  требований   к|комплексирования       |
|научно-исследовательских    |компаниям    по    заключению|НИОКР,       проводимых|
|центров       ("национальных|субконтрактов  с   небольшими|различными             |
|лабораторий"),              |инновационными  фирмами   при|ведомствами,    и    их|
|институциональная           |выполнении  работ  в   рамках|программно-целевой     |
|концентрация   расходов   по|заказа  для   государственных|координации           с|
|НИОКР.                      |нужд.                        |применением   различных|
|  Формирование       системы|                             |механизмов   бюджетного|
|оценки            глобальной|  2.3.              Повышение|финансирования.        |
|конкурентоспособности       |инвестиционной               |  Реализация    крупных|
|российского          сектора|привлекательности           и|межведомственных       |
|исследований,    а     также|обеспечение   воспроизводства|междисциплинарных      |
|системы    мониторинга     и|в  секторе   исследований   и|технологических        |
|оценки      результативности|разработок                   |проектов,              |
|научных организаций.        |  Увеличение      программной|ориентированных      на|
|                            |составляющей   в    бюджетных|широкое                |
|  1.2.             Повышение|расходах      по      научным|распространение        |
|капитализации        научных|исследованиям               и|технологий в  экономике|
|организаций и  вовлечение  в|экспериментальным            |и определяющих  переход|
|хозяйственный         оборот|разработкам.                 |к                 новым|
|результатов                 |  Опережающий  рост  расходов|технологическим        |
|интеллектуальной            |на   обновление   научной   и|укладам.               |
|деятельности                |приборной   базы,    усиление|  Реализация    крупных|
|  Принципиальное   повышение|"институционализации"        |научно-технических     |
|качества и  результативности|расходов по  исследованиям  и|программ  с  опорой  на|
|системы   охраны   прав   на|разработкам.                 |научную координацию  со|
|результаты  исследований   и|  Реформирования             |стороны    национальных|
|разработок.                 |государственных       научных|лабораторий.           |
|  Передача      государством|организаций  и  изменение  их|                       |
|прав      на      результаты|организационно-правовых  форм|  3.3.      Привлечение|
|интеллектуальной            |в      целях       расширения|частных  и   зарубежных|
|деятельности, полученные  за|возможностей      привлечения|инвестиций   в   сектор|
|счет   бюджетных    средств,|внебюджетного                |исследований          и|
|научным организациям,  малым|финансирования.              |разработок             |
|инновационным фирмам.       |  Содействие       реализации|  Проведение           |
|  Поддержка     патентования|"жестких"   форм   интеграции|приватизаций      части|
|государственными научными  и|научной   и   образовательной|государственных        |
|образовательными            |деятельности,    формирование|научных  организаций  в|
|организациями    результатов|крупных       интегрированных|целях       привлечения|
|интеллектуальной            |научно-образовательных       |стратегических         |
|деятельности.               |комплексов,   в   том   числе|инвесторов            и|
|  Создание    с     участием|"исследовательских           |обеспечения            |
|государства           фондов|университетов".              |долгосрочного  развития|
|"посевного" финансирования. |                             |при        обязательном|
|                            |  2.4.      Интеграция      и|условии      сохранения|
|  1.3.  Смягчение   проблемы|позиционирование      сектора|научного профиля.      |
|дефицита   молодых   научных|исследований и  разработок  в|  Содействие           |
|кадров     и      реализация|глобальной экономике         |формированию           |
|"мягких"   форм   интеграции|  Развитие            научно-|устойчивых      научно-|
|научной  и   образовательной|технического   взаимодействия|производственных       |
|деятельности                |в   рамках   СНГ,    создание|комплексов.            |
|  Предоставление            |совместных     научных      и|  Формирование         |
|исследовательских    грантов|технологических центров.     |условий и стимулов  для|
|молодым ученым.             |  Активное   позиционирование|привлечения  зарубежных|
|  Развитие  системы  базовых|сектора    исследований     и|инвестиций в  интересах|
|кафедр при  крупных  научных|разработок   в   рамках   7-й|развития        научных|
|организациях,     расширение|Рамочной программы ЕС.       |организаций    и     их|
|практики          стажировок|  Расширение         практики|интеграции            в|
|студентов.                  |государственного             |международную   систему|
|  Развитие  системы  научно-|софинансирования   реализации|научно-технической     |
|образовательных центров  при|тех     донорских     научных|кооперации.            |
|крупных вузах.              |программ,  которые  в   целом|                       |
|                            |усиливают       международные|  3.4.         Развитие|
|  1.4.        Стимулирование|позиции  российских   научных|научной инфраструктуры |
|технологического            |организаций.                 |  Формирование         |
|перевооружения             в|                             |крупных        объектов|
|предпринимательском секторе |  2.5.             Содействие|научной  инфраструктуры|
|  Снижение     пошлин     по|формированию         "центров|и            содействие|
|импорту           компаниями|превосходства"   в    научно-|формированию научных  и|
|передового  оборудования   и|технической сфере            |инновационных          |
|технологий.                 |  Формирование           сети|кластеров   на   основе|
|  Налоговое  стимулирование,|"национальных    лабораторий"|таких объектов.        |
|в  частности,   освобождение|по   прорывным   направлениям|  Развитие             |
|от обложения НДС  выполнения|технологического    развития,|деятельности  ресурсных|
|любых    НИОКР    и    ввоза|выступающих    в     качестве|фондов        поддержки|
|необходимого    для    этого|научных   координаторов    по|научной деятельности.  |
|технологического            |проводимым  за  счет  средств|  Формирование        и|
|оборудования.               |федерального бюджета НИОКР.  |поддержка   "институтов|
|  Содействие    в     обмене|  Содействие  формированию  и|развития"   в   научно-|
|лучшим опытом в  организации|развитию  отраслевых  научно-|технической сфере.     |
|управления   инновациями   в|технологических      "центров|                       |
|корпорациях.                |превосходства" (в  том  числе|  3.5. Развитие  рынков|
|                            |на     основе      ГНЦ      и|интеллектуальных       |
|  1.5.          Формирование|"исследовательских           |активов  и  технологий,|
|благоприятных  условий   для|университетов"),             |а    также    фондового|
|расширения     международной|обеспечивающих     разработку|рынка                  |
|технологической интеграции  |передовых        коммерческих|высокотехнологичных    |
|  Совершенствование         |технологий  и   содействующих|компаний.              |
|таможенного                 |их     распространению      в|  Стимулирование       |
|законодательства           в|отраслях экономики.          |процессов      передачи|
|интересах         расширения|                             |прав   на    результаты|
|использования     компаниями|  2.6.               Развитие|научно-технической     |
|различных   режимов    ввоза|инновационной  финансовой   и|деятельности          в|
|передовых технологий.       |производственно-             |интересах    расширения|
|  Развитие           системы|технологической              |трансфера   результатов|
|технических  регламентов   и|инфраструктуры               |НИОКР,  выполненных  за|
|гармонизация      их       с|  Существенное     расширение|счет            средств|
|международными.             |системы          региональных|федерального бюджета.  |
|  Либерализация       рынков|венчурных             фондов,|  Развитие   механизмов|
|капитала в рамках  отдельных|капитализируемых    Венчурным|трансфера   результатов|
|отраслей     в     интересах|инвестиционным        фондом;|НИОКР     гражданского,|
|создания     условий     для|содействие       формированию|двойного   и   военного|
|прихода          иностранных|фондового               рынка|назначения.            |
|технологических   инвесторов|высокотехнологичных          |  Стимулирование       |
|при обеспечении  необходимых|компаний.                    |капитализации          |
|требований      национальной|  Содействие  (в  том   числе|интеллектуальных       |
|безопасности.               |имущественная      поддержка)|активов    в    научно-|
|                            |созданию    технопарков     и|технологических        |
|                            |бизнес-инкубаторов        при|организациях.          |
|                            |крупных   вузах   и   научных|  Содействие   развитию|
|                            |организациях.                |"бирж           высоких|
|                            |  Государственная   поддержка|технологий".           |
|                            |формирования   инфраструктуры|                       |
|                            |технико-внедренческих зон.   |                       |
|                            |  Поддержка      формирования|                       |
|                            |региональных    инновационных|                       |
|                            |кластеров.                   |                       |
------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>  Представленные основные параметры третьего этапа приведены в
относительно общем виде для обозначения ключевых принципов и возможных
направлений  государственной  политики  в  сфере науки и инновационной
деятельности  в  долгосрочной  перспективе,  а, соответственно, должны
корректироваться     исходя     из     складывающейся     в     стране
социально-экономической  ситуации  и результатов реализации предыдущих
этапов.

     Стратегия  реализуется  преимущественно  на основе формирования и
выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.
     На  начальном  этапе  системная основа для решения поставленных в
Стратегии задач программно формируется за счет реализации:
     ФЦНТП  "Исследования  и  разработки  по приоритетным направлениям
развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы;
     ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы;
     программ   Российского   фонда   фундаментальных  исследований  и
Российского гуманитарного научного фонда;
     программ  Фонда  содействия  развитию  малых  форм  предприятий в
научно-технической сфере;
     программ Российского фонда технологического развития;
     Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010
годы.
     В  последующем  в  2006 - 2007 годах эта основа модернизируется и
расширяется  за счет формирования и реализации следующих федеральных и
ведомственных целевых программ:

--------------------------------------------------------------------------------
|    Наименование     |   Основное содержание    |  Тип целевой  |   Начало    |
|  целевой программы  |                          |   программы   | реализации  |
|                     |                          |               |  программы  |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Развитие     научного|Конкурсное  финансирование|ведомственная  |      2006 г.|
|потенциала     высшей|научных       исследований|               |             |
|школы  (2006  -  2008|подведомственных          |               |             |
|годы)                |Рособразованию   вузов   и|               |             |
|                     |научных организаций       |               |             |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Приоритетная         |Конкурсное  финансирование|ведомственная  |      2007 г.|
|поддержка            |фундаментальных           |               |             |
|фундаментальных      |исследований      мирового|               |             |
|исследований         |уровня,         проводимых|               |             |
|мирового уровня      |организациями РАН         |               |             |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Ориентированные      |Конкурсное  финансирование|ведомственная  |      2007 г.|
|фундаментальные      |фундаментальных           |               |             |
|исследования        в|исследований        высших|               |             |
|вузах    России    на|учебных          заведений|               |             |
|2007 - 2009 годы     |независимо      от      их|               |             |
|                     |ведомственной             |               |             |
|                     |принадлежности            |               |             |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Поддержка            |Поддержка    и    развитие|ведомственная  |      2007 г.|
|уникальных           |существующих    уникальных|               |             |
|установок           и|научно-технических        |               |             |
|коллективных     форм|объектов и приборной  базы|               |             |
|использования        |науки, проведение  научных|               |             |
|научного             |исследований             с|               |             |
|оборудования       на|использованием          их|               |             |
|2007 - 2009 годы     |технической   и   кадровой|               |             |
|                     |базы                      |               |             |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Научно-              |Ускоренное    формирование|федеральная    |      2007 г.|
|технологическая      |технологического          |               |             |
|база России          |потенциала в  соответствии|               |             |
|                     |с            приоритетными|               |             |
|                     |направлениями     развития|               |             |
|                     |науки,    технологий     и|               |             |
|                     |техники         Российской|               |             |
|                     |Федерации  и  приоритетами|               |             |
|                     |технологического  развития|               |             |
|                     |и "достройка"  необходимых|               |             |
|                     |элементов    инновационной|               |             |
|                     |инфраструктуры            |               |             |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Трансфер      двойных|Развитие         трансфера|федеральная    |      2008 г.|
|технологий           |технологий  между  военным|               |             |
|                     |и гражданским секторами   |               |             |
--------------------------------------------------------------------------------

     Формирование   названных   федеральных  целевых  программ  должно
осуществляться  в  соответствии  с  Порядком  разработки  и реализации
федеральных  целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении  которых  участвует  Российская  Федерация, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594,
ведомственных  целевых  программ  -  в  соответствии  с  Положением  о
разработке,  утверждении  и реализации ведомственных целевых программ,
утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
19.04.2005 N 239.
     Основные  экономические  результаты и структурные сдвиги в рамках
Стратегии  достигаются  за  счет разработки и реализации федеральных и
ведомственных  целевых  программ,  технологическая  основа для которых
формируется  в  рамках  ФЦП  по  развитию  научно-технологической базы
России  и  разработке  двойных  технологий, кадровая основа - в рамках
Федеральной  целевой  программы  развития  образования  на 2006 - 2010
годы,   субъектная  основа  -  в  рамках  программных  мероприятий  по
реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.
     Предварительно,  в  качестве  потенциальных  (как  новых,  так  и
модернизированных)   федеральных   и  ведомственных  целевых  программ
технологического профиля определены <1>:
--------------------------------
     <1>  Необходимо  отметить,  что  в данном случае речь идет лишь о
перспективных    направлениях    формирования   ФЦП,   соответствующих
национальным   приоритетам   технологического   развития.   Разработка
соответствующих   программ  должна  осуществляться  в  соответствии  с
Порядком  разработки  и  реализации  федеральных  целевых  программ  и
межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует
Российская   Федерация,   утвержденным   Постановлением  Правительства
Российской Федерации от 26.06.1995 N 594, включая подготовку концепции
программы,  принятие  Правительством  Российской  Федерации  решения о
разработке программы и т.д.

---------------------------------------------------------------------------
| Отраслевая направленность  |   Характер целевой    | Начало реализации  |
|     целевой программы      |       программы       |     программы      |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Развитие          российской|Модернизация           |  2006 - 2007 гг.   |
|авиатехники                 |существующих           |                    |
|                            |федеральных           и|                    |
|                            |ведомственных программ |                    |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Федеральная      космическая|Модернизация           |      2006 г.       |
|программа  России  на  2006-|существующих           |                    |
|2015 годы                   |федеральных           и|                    |
|                            |ведомственных программ |                    |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Развитие российской  отрасли|Модернизация           |  2006 - 2007 гг.   |
|ИТ                          |существующих           |                    |
|                            |федеральных           и|                    |
|                            |ведомственных программ |                    |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Развитие               рынка|Новая программа        |  2007 - 2008 гг.   |
|специализированных          |                       |                    |
|высокотехнологических       |                       |                    |
|медицинских услуг           |                       |                    |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Разработка  и   производство|Новая программа        |  2007 - 2008 гг.   |
|оптоэлектронных устройств   |                       |                    |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Развитие       перспективных|Новая программа        |  2007 - 2008 гг.   |
|источников     энергии     и|                       |                    |
|средств энергосбережения    |                       |                    |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Разработка  и   производство|Новая программа        |  2007 - 2008 гг.   |
|высокотехнологичных         |                       |                    |
|материалов                  |                       |                    |
---------------------------------------------------------------------------

     В  перспективе может быть целесообразным формирование федеральных
целевых программ технологического профиля также в сферах использования
энергии  атомного  ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития
микроэлектроники, биотехнологий.
     Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:
     повышение   эффективности   и  результативности  государственного
сектора  исследований  и  разработок;  реформирование РАН и отраслевых
академий   наук,  имеющих  государственный  статус,  развитие  системы
государственных научных центров;
     формирование   нормативной  системы,  обеспечивающей  эффективные
стимулы  и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи
между участниками инновационного процесса;
     "достройка"     ряда    недостающих    элементов    инновационной
инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий);
     проработка  возможных прорывных направлений в рамках приоритетных
направлений  развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и   приоритетов   технологического   развития   за   счет   реализации
мегапроектов;
     разработка   целевых   федеральных   и   ведомственных   программ
технологического профиля.
     Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:
     модификация  состава  и структуры государственного сектора науки,
оптимизация используемых организационно-правовых форм;
     создание   сбалансированного,  устойчиво  развивающегося  сектора
исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство
знаний, активное его позиционирование в глобальной экономике;
     формирование  и развитие "центров превосходства" в научной сфере,
сети национальных лабораторий, исследовательских университетов;
     создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей
взаимодействие  сектора  исследований  и  разработок  с  отечественным
предпринимательским сектором;
     технологическая   модернизация   экономики  на  основе  передовых
технологий;   создание   и   расширение  "технологических  коридоров",
обеспечивающих  конкурентоспособность  отдельных  секторов  российской
экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
     Основные   ожидаемые   результаты   реализации   третьего   этапа
Стратегии:
     достижение  уровня  научных  исследований,  соответствующих целям
инновационного развития экономики;
     масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных
направлений  развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетов технологического развития;
     динамичное развитие и укрепление международных позиций российских
высокотехнологичных компаний;
     масштабное   привлечение   частных   и  зарубежных  инвестиций  в
российский сектор исследований и разработок;
     формирование  системного  спроса  на  результаты  исследований  и
разработок со стороны предпринимательского сектора;
     динамичное  сбалансированное  развитие национальной инновационной
системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам
развитых зарубежных стран.

            6. Финансирование Стратегии в области развития
                          науки и инноваций

     Определены два основных сценария бюджетного финансирования:
     1.   Первый   сценарий   (пороговый   или  минимально-допустимый)
базируется  на  минимально  допустимых  объемах финансирования научных
исследований  и  экспериментальных разработок гражданского назначения,
определенных  на  совместном  заседании Совета Безопасности Российской
Федерации,  Президиума  Государственного Совета Российской Федерации и
Совета   при  Президенте  Российской  Федерации  по  науке  и  высоким
технологиям  20  марта  2002  года.  Сверх  этих  объемов также учтены
минимально    необходимые    расходы    на   поддержку   инновационной
инфраструктуры (особые экономические зоны технико-внедренческого типа,
технопарки,  региональные  венчурные  фонды  и  т.д.). Данный сценарий
рассматривается    как    возможный   только   в   случае   критически
неблагоприятных   макроэкономических   условий   развития   российской
экономики  и  является  нижним  пределом  финансирования  Стратегии  в
области науки и инноваций.
     2.  Второй  сценарий  (рациональный)  сочетает  в  себе  разумную
консервативность   в   увеличении  бюджетных  расходов  по  реализации
Стратегии  (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета
на  2006  -  2015  гг. больше минимально допустимого объема по первому
сценарию на 32%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения,
по   крайней   мере,  ключевых  задач  данной  Стратегии.  Затраты  на
реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из (1)
потребности  в  восстановлении  опережающего  развития фундаментальной
науки  и  ее  ресурсного  обеспечения,  (2) необходимости концентрации
ресурсов  на  формировании "технологических коридоров", обеспечивающих
целостность    национальной   инновационной   системы,   капитализацию
результатов   исследований   и   разработок;  (3)  актуальности  задач
ускоренного   развития  инновационной  инфраструктуры  и  формирования
цивилизованных институтов в инновационной сфере.
     Помимо  средств  федерального бюджета, финансирование мероприятий
Стратегии  в области развития науки и инноваций осуществляется за счет
средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и из внебюджетных
источников.
     Объемы  финансирования  мероприятий  Стратегии  за  счет  средств
бюджетов   субъектов   Российской   Федерации   определены  исходя  из
прогнозных   оценок   рационального   уровня   расходов   регионов  на
формирование   и   поддержку  объектов  инновационной  инфраструктуры,
развитие   малого   и   среднего  инновационного  предпринимательства,
реализацию  региональных приоритетов инновационного и технологического
развития.
     Объемы   финансирования   Стратегии  из  внебюджетных  источников
определены  на основе прогнозных значений доли внебюджетных средств во
внутренних  затратах  на исследования и разработки с учетом ожидаемого
позитивного    эффекта    реализации   мер   Стратегии   по   развитию
частно-государственного  партнерства  в  научно-инновационной  сфере и
стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе.
     Общая  сумма  расходов на реализацию Стратегии в области развития
науки  и  инноваций  (2006  - 2015 годы) в соответствии с рациональным
сценарием  составляет  в  ценах  текущих  лет 4053,5 млрд. руб., объем
расходов   из  федерального  бюджета  составляет  2688,3  млрд.  руб.,
бюджетов   субъектов   Российской   Федерации   -  257,1  млрд.  руб.,
внебюджетных  источников  -  1107,1 млрд. руб. При этом не учитываются
самостоятельно   производимые   субъектами   Российской   Федерации  и
хозяйствующими  субъектами  расходы на науку и инновации, не связанные
непосредственно   с   софинансированием   мероприятий   по  реализации
Стратегии.
     В   основу   представления  данных  по  финансированию  Стратегии
положена   структура   разделов   и  подразделов,  ориентированная  на
отражение  содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии
и соответствия запланированных расходов решению поставленных задач.
     В ресурсном обеспечении реализации Стратегии используется принцип
опережающего роста бюджетных расходов на фундаментальные исследования.
При  этом  на начальном этапе это в большей степени связано с решением
задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем - с
решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.
     Предполагается,  что с 2007 года будут сформированы 4 - 6 целевых
программ  технологического  профиля,  ориентированных  на  эффективную
коммерциализацию  и  распространение в экономике передовых технологий.
Основным    инструментом    реализации    данных    программ    станут
объектно-ориентированные    мегапроекты.   Финансирование   прикладных
разработок  будет  консолидироваться  в  рамках этих программ. В то же
время   предусматривается   умеренный   рост  расходов  на  прикладные
разработки,  не  вошедшие  в  эти  "прорывные"  программы, в интересах
формирования   "инновационного   пояса"   в  академическом  секторе  и
обеспечении перехода от экспорта знаний к экспорту технологий.
     Динамичное       расширение      расходов      по      реализации
предметно-ориентированных  мегапроектов призвано обеспечить достаточно
широкую    технологическую   базу   для   реализации   федеральных   и
ведомственных  целевых программ технологического профиля в 2007 - 2011
годах,  а также для определения возможных направлений увеличения числа
и масштабирования "технологических коридоров" с 2011 - 2012 годов.
     Основные затраты по развитию инновационной инфраструктуры связаны
с   развитием   системы   венчурного  финансирования  и  формированием
технико-внедренческих  зон, технопарков и инновационно-технологических
центров.

                           ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

                           Сводная таблица

                                       млрд. руб., в ценах текущих лет
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                 | 2005 | 2006 |  2007 |  2008 |  2009 |   2010 |  2011 |  2012 |  2013 |  2014 |  2015 |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| Минимально-допустимый вариант                   |      |      |       |       |       |        |       |       |       |       |       |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| Объемы финансирования <1> - всего               | 72,9 | 99,5 | 121,1 | 150,9 | 188,7 |  237,4 | 290,7 | 352,5 | 426,9 | 510,0 | 607,5 |
|                      в том числе по источникам: |      |      |       |       |       |        |       |       |       |       |       |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| федеральный бюджет                              | 59,1 | 79,6 |  95,1 | 116,7 | 143,8 |  178,0 | 211,9 | 247,9 | 286,0 | 320,2 | 353,8 |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| бюджеты субъектов Российской Федерации <2>      |  4,5 |  6,1 |   7,6 |   9,5 |  11,7 |   14,2 |  17,0 |  20,2 |  24,9 |  30,3 |  36,7 |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| внебюджетные источники <3>                      |  9,3 | 13,8 |  18,4 |  24,7 |  33,2 |   45,2 |  61,8 |  84,4 | 116,0 | 159,5 | 217,0 |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| Рациональный вариант                            |      |      |       |       |       |        |       |       |       |       |       |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| Объемы финансирования - всего                   | 72,9 | 99,5 | 142,4 | 186,8 | 242,6 |  311,6 | 390,7 | 484,4 | 595,2 | 725,5 | 874,8 |
|                      в том числе по источникам: |      |      |       |       |       |        |       |       |       |       |       |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| федеральный бюджет                              | 59,1 | 79,6 | 113,1 | 144,1 | 182,0 |  227,8 | 275,8 | 328,6 | 385,5 | 445,3 | 506,5 |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| бюджеты субъектов Российской Федерации          |  4,5 |  6,1 |   8,2 |  11,2 |  15,1 |   19,7 |  25,0 |  31,0 |  37,8 |  46,5 |  56,5 |
|-------------------------------------------------|------|------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|-------|-------|
| внебюджетные источники                          |  9,3 | 13,8 |  21,1 |  31,5 |  45,5 |   64,1 |  89,9 | 124,8 | 171,9 | 232,7 | 311,8 |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>  Здесь  и  далее  -  без учета ассигнований на исследования и
разработки военного назначения.
     <2>  Здесь  и  далее  -  без  учета расходов субъектов Российской
Федерации  на  науку  и  инновации,  не  связанных  непосредственно  с
софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.
     <3>  Здесь  и далее - без учета затрат хозяйствующих субъектов на
исследования    и   разработки,   не   связанных   непосредственно   с
софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

                      Общий объем финансирования

                                       млрд. руб., в ценах текущих лет
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Минимально-допустимый вариант                    |                                                                                           |
|                                                  |-------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                  | 2005  | 2006  |  2007 |  2008  |  2009 |   2010 |  2011 |   2012 |   2013 |  2014 |  2015 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 1. Развитие сектора исследований и разработок    | 53,5  | 67,1  |  84,0 | 104,7  | 130,0 |  162,1 | 194,4 |  230,0 |  270,0 | 309,0 | 347,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                    фундаментальные исследования  | 32,5  | 41,8  |  54,6 |  70,0  |  88,2 |  111,5 | 134,1 |  159,0 |  186,0 | 211,0 | 235,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|        прикладные исследования и разработки <1>  | 21,0  | 25,3  |  29,4 |  34,7  |  41,8 |   50,6 |  60,3 |   71,0 |   84,0 |  98,0 | 112,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 2. Реализация приоритетов технологического       |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
| развития                                         | 16,2  | 21,4  |  26,4 |  34,0  |  44,9 |   60,0 |  79,3 |  103,8 |  136,3 | 178,4 | 235,5 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|  целевые программы технологического профиля <2>  | 12,2  | 17,0  |  21,2 |  27,3  |  36,2 |   49,0 |  65,9 |   87,0 |  116,0 | 154,0 | 207,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                 важнейшие инновационные проекты  |  4,0  |  4,4  |   5,2 |   6,7  |   8,7 |   11,0 |  13,4 |   16,8 |   20,3 |  24,4 |  28,5 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 3. Формирование "центров превосходства" в научно-|       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
| технической сфере <3>                            |  0,0  |  0,0  |   1,1 |   1,3  |   1,5 |    1,7 |   2,0 |    2,4 |    2,9 |   3,6 |   4,6 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП   |  3,2  | 11,0  |   9,6 |  10,9  |  12,3 |   13,6 |  15,0 |   16,3 |   17,7 |  19,0 |  20,4 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                   фонды поддержки инноваций <4>  |  0,3  |  1,1  |   1,5 |   1,9  |   2,3 |    2,7 |   3,1 |    3,5 |    3,9 |   4,3 |   4,7 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|  производственно-технологическая инфраструктура  |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
|  <5>                                             |  1,0  |  7,5  |   5,5 |   6,2  |   6,9 |    7,6 |   8,3 |    9,0 |    9,7 |  10,4 |  11,1 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|       поддержка развития инновационного МСП <6>  |  1,9  |  2,4  |   2,6 |   2,8  |   3,1 |    3,3 |   3,6 |    3,8 |    4,1 |   4,3 |   4,6 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Итого                                            | 72,9  | 99,5  | 121,1 | 150,9  | 188,7 |  237,4 | 290,7 |  352,5 |  426,9 | 510,0 | 607,5 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Справочно - финансирование фундаментальных и     |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
| прикладных научных исследований гражданского     |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
| назначения <7>                                   | 71,6  | 90,9  | 113,0 | 141,5  | 178,0 |  225,4 | 277,3 |  337,6 |  410,4 | 491,7 | 587,1 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Рациональный вариант                             |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                                                  | 2005  | 2006  |  2007 |   2008 |  2009 |   2010 |  2011 |   2012 |   2013 |  2014 |  2015 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 1. Развитие сектора исследований и разработок    | 53,5  | 67,1  |  92,7 |  120,5 | 154,4 |  194,6 | 236,8 |  283,8 |  335,3 | 391,5 | 452,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                    фундаментальные исследования  | 32,5  | 41,8  |  60,3 |   79,2 | 102,9 |  132,1 | 161,3 |  193,8 |  229,3 | 266,5 | 305,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|    прикладные научные исследования и разработки  | 21,0  | 25,3  |  32,4 |   41,3 |  51,5 |   62,5 |  75,5 |   90,0 |  106,0 | 125,0 | 147,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 2. Реализация приоритетов технологического       |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
| развития                                         | 16,2  | 21,4  |  30,6 |   42,8 |  59,3 |   81,5 | 110,7 |  148,3 |  197,0 | 259,0 | 334,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|      целевые программы технологического профиля  | 12,2  | 17,0  |  23,7 |   32,9 |  45,4 |   62,3 |  85,0 |  115,3 |  156,0 | 210,0 | 277,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                 важнейшие инновационные проекты  |  4,0  |  4,4  |   6,9 |    9,9 |  13,9 |   19,2 |  25,7 |   33,0 |   41,0 |  49,0 |  57,0 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 3. Формирование "центров превосходства" в        |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
| научно-технической сфере                         |  0,0  |  0,0  |   5,7 |    6,8 |   8,2 |   10,0 |  12,3 |   15,3 |   19,2 |  24,2 |  30,5 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП   |  3,2  | 11,0  |  13,4 |   16,7 |  20,7 |   25,5 |  30,9 |   37,0 |   43,7 |  50,8 |  58,3 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                       фонды поддержки инноваций  |  0,3  |  1,1  |   1,8 |    2,9 |   4,3 |    6,2 |   8,4 |   11,0 |   13,7 |  16,4 |  19,2 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|  производственно-технологическая инфраструктура  |  1,0  |  7,5  |   8,7 |   10,2 |  11,9 |   13,6 |  15,3 |   17,0 |   18,8 |  20,6 |  22,4 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|           поддержка развития инновационного МСП  |  1,9  |  2,4  |   2,9 |    3,6 |   4,5 |    5,7 |   7,2 |    9,0 |   11,2 |  13,8 |  16,7 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Итого                                            | 72,9  | 99,5  | 142,4 |  186,8 | 242,6 |  311,6 | 390,7 |  484,4 |  595,2 | 725,5 | 874,8 |
|--------------------------------------------------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Справочно - финансирование фундаментальных и     |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
| прикладных научных исследований гражданского     |       |       |       |        |       |        |       |        |        |       |       |
| назначения                                       | 71,6  | 90,9  | 126,2 |  166,9 | 218,2 |  281,8 | 354,7 |  441,1 |  543,5 | 664,3 | 802,7 |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>  Здесь  и  далее  данный подраздел включает в себя расходы по
прикладным  научным  исследованиям  и разработкам, которые не входят в
раздел   "Реализация   приоритетов   технологического  развития"  и  в
подраздел "поддержка развития инновационного МСП".
     <2>  Здесь  и далее данный подраздел не включает в себя расходы в
рамках   целевых   программ   по  реализации  важнейших  инновационных
проектов.
     <3>   Здесь   и   далее   данный  раздел  содержит  инвестиции  в
материально-техническую   базу   передовых   научных   организаций,  в
частности,  капитальные  вложения в развитие академических институтов,
выполняющих     фундаментальные    исследования    мирового    уровня,
государственных научных центров, исследовательских университетов и др.
     <4>  Здесь  и  далее данный подраздел учитывает в соответствующей
части  расходы  по  поддержке малого предпринимательства, в частности,
расходы по формированию региональных венчурных фондов.
     <5>   Здесь   и  далее  данный  подраздел  учитывает  расходы  по
формированию инфраструктуры ОЭЗ в части технико-внедренческих зон.
     <6> Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы фондов
по  поддержке малого предпринимательства в научно-технической сфере, в
частности,   Фонда   содействия  развитию  малых  форм  предприятий  в
научно-технической сфере.
     <7>  Суммарный объем финансирования по разделам "развитие сектора
исследований  и  разработок", "реализация приоритетов технологического
развития" и подразделу "поддержка развития инновационного МСП".

                    Средства федерального бюджета

                                       млрд. руб., в ценах текущих лет

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Минимально-допустимый вариант                    |                                                                                           |
|                                                  |-------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                  | 2005  | 2006 |   2007  |  2008 |  2009 |   2010 |  2011 |   2012 |   2013 |  2014 |  2015 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 1. Развитие сектора исследований и разработок    | 47,6  | 57,9 |   71,7  |  88,4 | 108,5 |  133,5 | 157,0 |  182,0 |  208,0 | 231,0 | 253,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                    фундаментальные исследования  | 30,1  | 38,6 |   50,3  |  64,3 |  80,7 |  101,5 | 121,0 |  142,0 |  164,0 | 183,0 | 201,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|    прикладные научные исследования и разработки  | 17,5  | 19,3 |   21,4  |  24,1 |  27,8 |   32,0 |  36,0 |   40,0 |   44,0 |  48,0 |  52,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 2. Реализация приоритетов технологического       |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| развития                                         |  9,9  | 13,4 |   16,2  |  20,5 |  26,8 |   35,4 |  45,0 |   55,2 |   66,3 |  76,4 |  86,5 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|      целевые программы технологического профиля  |  8,1  | 11,6 |   14,1  |  17,8 |  23,3 |   31,0 |  40,0 |   49,0 |   59,0 |  68,0 |  77,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                 важнейшие инновационные проекты  |  1,8  |  1,8 |    2,1  |   2,7 |   3,5 |    4,4 |   5,0 |    6,2 |    7,3 |   8,4 |   9,5 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 3. Формирование "центров превосходства" в        |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| научно-технической сфере                         |  0,0  |  0,0 |    1,1  |   1,3 |   1,5 |    1,7 |   2,0 |    2,4 |    2,9 |   3,6 |   4,6 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП   |  1,6  |  8,3 |    6,1  |   6,5 |   7,0 |    7,4 |   7,9 |    8,3 |    8,8 |   9,2 |   9,7 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                       фонды поддержки инноваций  |  0,3  |  0,7 |    1,0  |   1,2 |   1,4 |    1,6 |   1,8 |    2,0 |    2,2 |   2,4 |   2,6 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|  производственно-технологическая инфраструктура  |  0,5  |  6,5 |    4,0  |   4,2 |   4,4 |    4,6 |   4,8 |    5,0 |    5,2 |   5,4 |   5,6 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|           поддержка развития инновационного МСП  |  0,8  |  1,1 |    1,1  |   1,1 |   1,2 |    1,2 |   1,3 |    1,3 |    1,4 |   1,4 |   1,5 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Итого                                            | 59,1  | 79,6 |   95,1  | 116,7 | 143,8 |  178,0 | 211,9 |  247,9 |  286,0 | 320,2 | 353,8 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Справочно - финансирование фундаментальных и     |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| прикладных научных исследований гражданского     |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| назначения                                       | 58,3  | 72,4 |   89,0  | 110,0 | 136,5 |  170,1 | 203,3 |  238,5 |  275,7 | 308,8 | 341,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Рациональный вариант                             |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                                                  | 2005  | 2006 |   2007  |  2008 |  2009 |   2010 |  2011 |   2012 |   2013 |  2014 |  2015 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 1. Развитие сектора исследований и разработок    | 47,6  | 57,9 |   79,4  | 101,3 | 127,8 |  159,5 | 190,5 |  223,5 |  258,0 | 293,0 | 328,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                    фундаментальные исследования  | 30,1  | 38,6 |   56,0  |  73,5 |  95,3 |  122,0 | 148,0 |  176,5 |  207,0 | 238,0 | 269,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|    прикладные научные исследования и разработки  | 17,5  | 19,3 |   23,4  |  27,8 |  32,5 |   37,5 |  42,5 |   47,0 |   51,0 |  55,0 |  59,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 2. Реализация приоритетов технологического       |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| развития                                         |  9,9  | 13,4 |   18,5  |  24,9 |  33,0 |   43,0 |  55,2 |   69,3 |   85,0 | 102,0 | 119,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|      целевые программы технологического профиля  |  8,1  | 11,6 |   15,7  |  20,9 |  27,4 |   35,3 |  45,0 |   56,3 |   69,0 |  83,0 |  97,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                 важнейшие инновационные проекты  |  1,8  |  1,8 |    2,8  |   4,0 |   5,6 |    7,7 |  10,2 |   13,0 |   16,0 |  19,0 |  22,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 3. Формирование "центров превосходства" в        |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| научно-технической сфере                         |  0,0  |  0,0 |    5,7  |   6,8 |   8,2 |   10,0 |  12,3 |   15,3 |   19,2 |  24,2 |  30,5 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП   |  1,6  |  8,3 |    9,5  |  11,1 |  13,0 |   15,3 |  17,8 |   20,5 |   23,3 |  26,1 |  29,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                       фонды поддержки инноваций  |  0,3  |  0,7 |    1,2  |   2,0 |   3,0 |    4,3 |   5,7 |    7,2 |    8,6 |  10,0 |  11,5 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|  производственно-технологическая инфраструктура  |  0,5  |  6,5 |    7,0  |   7,5 |   8,0 |    8,5 |   9,0 |    9,5 |   10,1 |  10,7 |  11,3 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|           поддержка развития инновационного МСП  |  0,8  |  1,1 |    1,3  |   1,6 |   2,0 |    2,5 |   3,1 |    3,8 |    4,6 |   5,4 |   6,2 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Итого                                            | 59,1  | 79,6 |  113,1  | 144,1 | 182,0 |  227,8 | 275,8 |  328,6 |  385,5 | 445,3 | 506,5 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Справочно - финансирование фундаментальных и     |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| прикладных научных исследований гражданского     |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| назначения                                       | 58,3  | 72,4 |   99,2  | 127,8 | 162,8 |  205,0 | 248,8 |  296,6 |  347,6 | 400,4 | 453,2 |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                    Средства из других источников

                                       млрд. руб., в ценах текущих лет
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Минимально-допустимый вариант                    |                                                                                           |
|                                                  |-------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                  | 2005  | 2006 |   2007  |  2008 |  2009 |   2010 |  2011 |   2012 |   2013 |  2014 |  2015 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 1. Развитие сектора исследований и разработок    |  5,9  |  9,2 |   12,3  |  16,3 |  21,5 |   28,6 |  37,4 |   48,0 |   62,0 |  78,0 |  94,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                средства хозяйствующих субъектов  |  3,6  |  6,5 |    9,0  |  12,2 |  16,4 |   22,3 |  29,6 |   38,5 |   50,0 |  63,0 |  76,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|         средства субъектов Российской Федерации  |  2,3  |  2,7 |    3,3  |   4,1 |   5,1 |    6,3 |   7,8 |    9,5 |   12,0 |  15,0 |  18,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 2. Реализация приоритетов технологического       |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| развития                                         |  6,3  |  8,0 |   10,2  |  13,5 |  18,1 |   24,6 |  34,3 |   48,6 |   70,0 | 102,0 | 149,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                средства хозяйствующих субъектов  |  5,4  |  6,7 |    8,5  |  11,3 |  15,3 |   21,1 |  30,0 |   43,3 |   63,0 |  93,0 | 137,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|         средства субъектов Российской Федерации  |  0,9  |  1,3 |    1,7  |   2,2 |   2,8 |    3,5 |   4,3 |    5,3 |    7,0 |   9,0 |  12,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 3. Формирование "центров превосходства" в        |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| научно-технической сфере                         |    0  |    0 |      0  |     0 |     0 |      0 |     0 |      0 |      0 |     0 |     0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП   |  1,6  |  2,7 |    3,5  |   4,4 |   5,3 |    6,2 |   7,1 |    8,0 |    8,9 |   9,8 |  10,7 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                средства хозяйствующих субъектов  |  0,3  |  0,6 |    0,9  |   1,2 |   1,5 |    1,8 |   2,2 |    2,6 |    3,0 |   3,5 |   4,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|         средства субъектов Российской Федерации  |  1,3  |  2,1 |    2,6  |   3,2 |   3,8 |    4,4 |   4,9 |    5,4 |    5,9 |   6,3 |   6,7 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Итого                                            | 13,8  | 19,9 |   26,0  |  34,2 |  44,9 |   59,4 |  78,8 |  104,6 |  140,9 | 189,8 | 253,7 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                средства хозяйствующих субъектов  |  9,3  | 13,8 |   18,4  |  24,7 |  33,2 |   45,2 |  61,8 |   84,4 |  116,0 | 159,5 | 217,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|         средства субъектов Российской Федерации  |  4,5  |  6,1 |    7,6  |   9,5 |  11,7 |   14,2 |  17,0 |   20,2 |   24,9 |  30,3 |  36,7 |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Рациональный вариант                             |                                                                                           |
|                                                  |-------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                                  | 2005  | 2006 |   2007  |  2008 |  2009 |   2010 |  2011 |   2012 |   2013 |  2014 |  2015 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 1. Развитие сектора исследований и разработок    |  5,9  |  9,2 |   13,3  |  19,2 |  26,6 |   35,1 |  46,3 |   60,3 |   77,3 |  98,5 | 124,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                средства хозяйствующих субъектов  |  3,6  |  6,5 |   10,1  |  15,2 |  21,4 |   28,3 |  37,4 |   48,8 |   62,8 |  80,7 | 102,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|         средства субъектов Российской Федерации  |  2,3  |  2,7 |    3,2  |   4,0 |   5,2 |    6,8 |   8,9 |   11,5 |   14,5 |  17,8 |  22,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 2. Реализация приоритетов технологического       |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| развития                                         |  6,3  |  8,0 |   12,1  |  17,9 |  26,3 |   38,5 |  55,5 |   79,0 |  112,0 | 157,0 | 215,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                средства хозяйствующих субъектов  |  5,4  |  6,7 |   10,1  |  15,0 |  22,3 |   33,3 |  49,0 |   71,0 |  102,0 | 142,0 | 196,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|         средства субъектов Российской Федерации  |  0,9  |  1,3 |    2,0  |   2,9 |   4,0 |    5,2 |   6,5 |    8,0 |   10,0 |  14,0 |  19,0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 3. Формирование "центров превосходства" в        |       |      |         |       |       |        |       |        |        |       |       |
| научно-технической сфере                         |    0  |    0 |      0  |     0 |     0 |      0 |     0 |      0 |      0 |     0 |     0 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП   |  1,6  |  2,7 |    3,9  |   5,6 |   7,7 |   10,2 |  13,1 |   16,5 |   20,4 |  24,7 |  29,3 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                средства хозяйствующих субъектов  |  0,3  |  0,6 |    0,9  |   1,3 |   1,8 |    2,5 |   3,5 |    5,0 |    7,1 |  10,0 |  13,8 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|         средства субъектов Российской Федерации  |  1,3  |  2,1 |    3,0  |   4,3 |   5,9 |    7,7 |   9,6 |   11,5 |   13,3 |  14,7 |  15,5 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
| Итого                                            | 13,8  | 19,9 |   29,3  |  42,7 |  60,6 |   83,8 | 114,9 |  155,8 |  209,7 | 280,2 | 368,3 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|                средства хозяйствующих субъектов  |  9,3  | 13,8 |   21,1  |  31,5 |  45,5 |   64,1 |  89,9 |  124,8 |  171,9 | 232,7 | 311,8 |
|--------------------------------------------------|-------|------|---------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|-------|
|         средства субъектов Российской Федерации  |  4,5  |  6,1 |    8,2  |  11,2 |  15,1 |   19,7 |  25,0 |   31,0 |   37,8 |  46,5 |  56,5 |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

             7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии
                    и контроля хода ее реализации

     Общие принципы мониторинга и контроля за реализацией Стратегии:
     - обеспечение методического и информационного единства подходов к
проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии;
     - четкое   разграничение   полномочий   и  ответственности  между
различными  органами по управлению ФЦП, ВЦП, выполнением непрограммных
мероприятий;
     - обязательность независимой экспертизы на всех этапах подготовки
управленческих решений.
     В  рамках  системы  управления  реализацией  Стратегии  создается
Координационно-экспертный   совет,   вырабатывающий   общие   принципы
государственной  политики  в  области инновационного развития, а также
определяющий  инструменты ее практической комплексной реализации через
действующие  федеральные,  ведомственные  и  региональные  программы в
сфере обеспечения инновационного развития российской экономики.
     В   состав  Координационно-экспертного  совета  входят  ученые  и
специалисты      в     соответствующих     областях,     представители
бизнес-сообщества,  общественных  объединений  и  федеральных  органов
государственной власти.
     Контроль  за  реализацией  Стратегии  осуществляется на основании
Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий по реализации
Стратегии.
     Федеральная   служба   государственной   статистики  совместно  с
Министерством  образования  и  науки  Российской  Федерации организует
ведение   ежеквартальной   статистической   отчетности  по  специально
разработанному перечню показателей.
     Министерство  образования и науки Российской Федерации с участием
Министерства  финансов  Российской Федерации, заинтересованных органов
государственной    власти   Российской   Федерации,   подведомственных
Минобрнауки  России  служб и агентств и органов государственной власти
субъектов  Российской  Федерации  организует  экспертные проверки хода
реализации   отдельных  мероприятий  Стратегии.  При  этом  обращается
внимание   на   достижение  конечных  результатов,  выполнение  сроков
реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных
средств, привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
внебюджетных   источников   финансирования.   Федеральная   служба  по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам проводит по
плану,  согласованному  с Министерством образования и науки Российской
Федерации,  проверки  исполнения  мероприятий Стратегии, затрагивающих
права Российской Федерации в области интеллектуальной собственности.
     По  результатам  экспертных проверок подготавливаются предложения
для  внесения  в Правительство Российской Федерации о целесообразности
продолжения  работ  и  финансирования  программ или об их прекращении,
применении санкций к участникам реализации программ.

Министр образования и науки
Российской Федерации -
Председатель
Межведомственной комиссии
по научно-инновационной политике
                                                          А.А.ФУРСЕНКО


                                                        Приложение N 1

                      РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
      НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДОВ
         К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
                         В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

                 1. Возможные концептуальные подходы
            к развитию национальной инновационной системы

     Весьма  условно  можно  выделить  следующие  теоретические модели
развития национальной инновационной системы:

                       1. Рыночный эволюционный

     Этот вариант предполагает формирование национальной инновационной
системы  (НИС)  "естественным"  образом снизу вверх - от генерируемого
платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения.
     В  этом  случае  задачи  государства  состоят  в  реализации двух
функций:
     продолжении  политики  поддержки  (безвозмездного субсидирования)
системы    производства    научных   кадров,   сферы   фундаментальных
исследований  и, возможно, части прикладных исследований и разработок,
как системы производящей "общественное благо" и среды, необходимой для
становления всех остальных "рыночных" институтов НИС;
     снижении    трансакционных   барьеров   на   пути   инноваций   и
стимулировании   частного   спроса  на  инновационную  деятельность  и
инновации,  независимо  от источника этих инноваций: совершенствование
законодательной  и нормативной базы, налоговое стимулирование вложений
в технологии и инновации и т.д.
     Существенной   особенностью   данного   подхода   является  отказ
государства  от  выстраивания  институциональной  структуры новой НИС:
структурные элементы создаются и развиваются под воздействием и в меру
развития платежеспособного спроса субъектов (одним из которых является
и  само  государство в рамках своих функций). В рамках такой стратегии
основной упор государственной политики должен быть сделан на повышении
эффективности расходования государственных средств.
     Вероятный сценарий развития событий (вероятный облик будущей НИС)
в  случае  реализации  этого  варианта  состоит  в сохранении в сильно
"сжатом"  масштабе  государственной  системы  фундаментальной  науки и
государственного  образования,  развитии до определенного (небольшого)
размера   сегмента   "корпоративной   науки",   сконцентрированной   в
ограниченном  числе крупных российских и транснациональных корпораций,
создании   сети  малых  предприятий,  обслуживающий  сегмент  среднего
бизнеса  и  удовлетворяющей  их  спрос на мелкие инновационные проекты
(адаптация зарубежных технологий к специфическим условиям и т.п.).
     Основные риски:
     сохранение  сегментации  и неполноты НИС (отсутствие связей между
государственным  сектором образования и фундаментальных исследований и
негосударственным  сектором ОКР, при отсутствии промежуточного сектора
прикладных   исследований),   усиление   технологической   зависимости
экономики   от   зарубежных  производителей  технологий,  формирование
устойчивого  отставания  в  технологиях  (технологический уклад n-1 от
уровня лидеров), отток наиболее талантливых кадров в другие страны.

                       2. Рыночный радикальный

     Этот  вариант предполагает ускоренную реализацию первого сценария
и  состоит  в том, что государство сохраняет за собой обязательства по
финансированию   только   тех   исследований   и  разработок,  которые
необходимы   для  реализации  функций  самого  государства.  При  этом
радикально  меняется  система  государственного финансирования научных
исследований,   при   котором  средства  распределяются  на  проектной
конкурсной  основе  между  коллективами  (организациями)  любой  формы
собственности   и   любой   страновой   принадлежности.   Одновременно
высвобожденные  ресурсы  "транслируются"  в  промышленность  и  другие
отрасли  в  виде системы субсидий и льгот на проведение ИР, реализацию
инноваций  и т.д., что должно стимулировать частный спрос на инновации
за  счет  сокращения прямого государственного спроса на ИР. Такой путь
предполагает  также  ускоренный  переход  к  частному (или, по меньшей
мере,  к  платному)  высшему образованию, что позволит "транслировать"
спрос на систему высшего образования без вмешательства государства.
     Вероятный  сценарий  развития  событий:  кардинальное  сокращение
государственного  сектора,  прежде  всего  -  академического,  быстрая
переориентация   организаций   на   иные  источники  финансирования  -
зарубежные  и  частные российские, ускоренный рост частного сегмента в
ОКР, рост внутрикорпоративных исследовательских подразделений.
     Основные риски:
     вероятна  ликвидация российской фундаментальной науки, сокращение
производства  научных  кадров  (или  "потенциально-научных"  кадров  -
имеющих   адекватное  образование  для  занятий  наукой),  замедленное
развитие  инновационных  фирм,  генерирующих  значимые  продуктовые  и
технологические инновации.

                   3. Институциональная "достройка"

     Этот  подход базируется на утверждении, что сохранившиеся базовые
элементы  НИС  сами  по  себе  достаточно  "хороши",  но  не работают,
поскольку  отсутствуют  механизмы  связи  между  ними. Соответственно,
содержание   этого   варианта   -  развитие  недостающих  элементов  и
распространение        новых        форм:       венчурные       фонды,
инновационно-внедренческие   фирмы   и   центры,   технопарки,  центры
трансфера   технологий   и   т.д.   Этот  вариант  наиболее  близок  к
декларировавшейся  в  сфере  науки  инноваций  политики  90-х и начала
2000-х и наиболее вероятен как компромиссный в настоящее время.
     Вероятный  сценарий  развития  событий:  расширение инновационной
инфраструктуры,  появление  в  ней  новых элементов будет сочетаться с
сохранением   ее   фрагментарности   в  "обслуживании"  инновационного
процесса  и, соответственно, низкой результативностью; зависимость НИС
от  государственной  поддержки  будет в целом возрастать на фоне низко
интенсивных  процессов  саморазвития ее элементов; усилится распыление
бюджетных ресурсов по множеству новых направлений, следствием которого
станет сохранение тенденций к ухудшению качества основных существующих
элементов НИС (фундаментальная и прикладная наука).
     Основные риски:
     высок   риск   того,   что   механическое  копирование  множества
существующих  за  рубежом  институтов  в  сфере  инноваций не приведет
автоматически  к  формированию  конкурентоспособной НИС в силу низкого
качества ее существующих элементов, при этом весьма ограниченным будет
эффект  в  части  обеспечения  связи  между различными элементами НИС;
вероятны  ошибки  в  определении  масштабов  необходимых достраиваемых
элементов  НИС  и  рассогласования  в  настройке функционирования этих
элементов,  что  усилит несбалансированность НИС; увлечение различными
новыми  формами  может  оказать  негативное  влияние  на решение задач
повышения качества уже существующих базовых элементов НИС и, возможно,
привести к дальнейшей деградации основных существующих элементов НИС.

                       4. Инновационно-активный

     Базируется  на  предположении, что предложение создает спрос, при
этом   низкий   спрос   на  инновации  в  предпринимательском  секторе
обусловлен  отсутствием  предложения  инновационного  продукта. В этой
связи  требуется  существенно  увеличить  расходы  на коммерциализацию
передовых технологий для быстрого доведения до практически применимого
уровня существующих заделов.
     Основные риски:
     риск  невостребованности  передовых  коммерческих  технологий - в
силу  отсталых  научно-технологических  укладов  в предпринимательском
секторе  он  мало восприимчив к передовым технологиям; внедрение новых
технологий    может    существенно    сдерживаться    низким   уровнем
технологического развития предприятий вторичного уровня кооперации.

                         5. "Знание-активный"

     Подобен    предыдущему   варианту,   акцент   смещен   в   начало
инновационного  цикла  и в развитие инновационного образования. Основа
данного  подхода  -  интенсивные  вложения в человеческий капитал, при
этом  задача  состоит  в  создании  "инновационного человека", который
будет склонен к инновациям и новым знаниям, независимо от того, где он
работает  -  в  промышленности,  в  науке,  в госуправлении и т.д. Это
обеспечивает  "связку"  спроса и предложения и формирует потребности в
формировании различных инновационных институтов.
     Основные риски:
     процесс  подготовки  ориентированных  на  инновации  специалистов
занимает  значительное время, еще большее время может потребоваться на
занятие такими людьми руководящих должностей в компаниях, в этой связи
эффект от данного подхода возможен только в долгосрочной перспективе.

                  2. Характерные черты практической
             инновационной политики в зарубежных странах

     Практическая  инновационная  политика  той  или  иной страны, как
правило,  не  является  "чистым" выражением определенной теоретической
модели,  а представляет собой композицию мер различной направленности,
при   этом   можно   отметить   существенную  страновую  специфичность
реализуемых инновационных политик.
     Можно  выделить  следующие  важнейшие  направления  инновационной
политики зарубежных стран на современном этапе:

---------------------------------------------------------------------------
|  Направление   |             Специфика              |       Страны      |
| инновационной  |                                    |                   |
|    политики    |                                    |                   |
|----------------|------------------------------------|-------------------|
|Оптимизация     |Оптимизация государственной         |Япония, Норвегия,  |
|структуры       |системы управления и планирования   |Индия, Чили        |
|национальной    |в сфере инноваций                   |                   |
|инновационной   |------------------------------------|-------------------|
|системы         |Оптимизация государственного        |США, Франция,      |
|                |финансирования науки и              |Великобритания,    |
|                |инновационной сферы                 |Дания, Норвегия,   |
|                |                                    |Швеция, Тайвань,   |
|                |                                    |Австралия          |
|                |------------------------------------|-------------------|
|                |Развитие фундаментальных            |Великобритания,    |
|                |исследований                        |Швеция, Словения   |
|----------------|------------------------------------|-------------------|
|Стимулирование  |Стимулирование симметричного        |США, Финляндия     |
|инновационной   |сближения университетов и           |                   |
|кооперации      |корпораций                          |                   |
|бизнеса и науки |------------------------------------|-------------------|
|(университетов) |Крупные государственные вложения в  |Израиль, Финляндия |
|внутри страны   |науку и инновационную сферу и       |                   |
|                |привлечение национального частного  |                   |
|                |капитала                            |                   |
|                |------------------------------------|-------------------|
|                |Стимулирование инновационной        |Великобритания,    |
|                |активности частного сектора с       |Ирландия, Китай,   |
|                |привлечением иностранных капиталов  |Корея, Малайзия,   |
|                |в инновационную сферу               |Индия, Израиль     |
|                |------------------------------------|-------------------|
|                |Стимулирование инновационной        |Германия, Япония,  |
|                |инициативы научного сектора         |Новая Зеландия,    |
|                |                                    |Дания              |
|----------------|------------------------------------|-------------------|
|Интеграция в    |Комплексная интеграция              |Финляндия,         |
|международные   |                                    |Израиль,           |
|инновационные   |                                    |Нидерланды, Китай  |
|сети            |------------------------------------|-------------------|
|                |Технологическая специализация       |Корея, Малайзия,   |
|                |                                    |Сингапур, Тайвань, |
|                |                                    |Индия              |
|----------------|------------------------------------|-------------------|
|Налаживание     |Создание особых условий для         |США, Норвегия,     |
|внутренних      |образования связей в инновационной  |Ирландия           |
|инновационных   |сфере                               |                   |
|сетей           |------------------------------------|-------------------|
|                |Стимулирование инициативы           |Франция, Германия, |
|                |национальных регионов               |Финляндия          |
|----------------|------------------------------------|-------------------|
|Формирование    |Реструктуризация госсектора науки   |Болгария, Польша,  |
|национальной    |                                    |Литва              |
|инновационной   |------------------------------------|-------------------|
|системы         |Инициирование интеграции науки и    |Латвия, Эстония,   |
|                |образования                         |Чехия              |
|                |------------------------------------|-------------------|
|                |Вовлечение малого и среднего        |Румыния, Чехия,    |
|                |бизнеса в инновационную сферу       |Словакия, Латвия,  |
|                |                                    |Эстония, Турция,   |
|                |                                    |Чили               |
|                |------------------------------------|-------------------|
|                |Определение приоритетных            |Чехия, Румыния,    |
|                |экспортных направлений в области    |Чили, Турция       |
|                |высоких технологий                  |                   |
---------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                 ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

                                                           Таблица N 1

           Обоснование целевых показателей решения проблемы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Целевые показатели    |        Годы        | Целевое|     Сопоставимые показатели зарубежных стран     |
|                          |                    |значение|                 (2002 - 2003 гг.)                |
|                          |--------------------| на 2015|--------------------------------------------------|
|                          | 2002 | 2003 | 2004 |   г.   |   США   | Япония  |Германия|Республика |в среднем|
|                          |      |      |      |        |         |         |        |   Корея   |  по ЕС  |
|--------------------------|------|------|------|--------|---------|---------|--------|-----------|---------|
|Внутренние затраты на     | 1,25 | 1,29 | 1,17 |   2,5  |  2,60   |  3,15   |  2,55  |   2,64    |   1,85  |
|исследования и разработки |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|в % к ВВП                 |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|--------------------------|------|------|------|--------|---------|---------|--------|-----------|---------|
|Удельный вес внебюджетных | 41,6 | 40,4 | 39,4 |  70,0  |  68,8   |  82,3   |  68,9  |   76,1    |   65,2  |
|средств во внутренних     |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|затратах на исследования и|      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|разработки (%)            |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|--------------------------|------|------|------|--------|---------|---------|--------|-----------|---------|
|Удельный вес вузовского   | 5,4  | 6,1  | 5,5  |  20,0  |  16,8   |  13,7   |  16,8  |   10,1    |   22,0  |
|сектора науки во          |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|внутренних затратах на    |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|исследования и разработки |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|(%)                       |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|--------------------------|------|------|------|--------|---------|---------|--------|-----------|---------|
|Удельный вес научных      | 24,5 | 29,3 | 33,9 |   100  |  100,0  |  100,0  | 100,0  |   100,0   |  100,0  |
|организаций, имеющих      |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|доступ в Интернет по      |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|выделенным каналам связи  |      |      |      |        |         |         |        |           |         |
|(%)                       |      |      |      |        |         |         |        |           |         |

Страницы: 1  2  3  4  5  


Оглавление


Печать
2003 - 2021 © НП "НПРС"
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100